МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
Методика проведения занятий по изучаемому курсу строится на активном применении преподавателем спонтанных инноваций.
Практически двадцатилетний опыт генерации и апробации спонтанных инноваций показывает, что данную категорию педагогических инноваций следует и в дальнейшем культивировать и разрабатывать как в проведении лекционно-семинарского метода, так и в сочетании и с другими методами и методиками. В этой связи очень важен процесс создания педагогом инновационного банка спонтанных педагогических инноваций.
Нарабатываемый инновационный банк данных спонтанных инноваций в процессе творческой поисковой деятельности позволяет педагогу-инноватору создавать эффективную систему активных методов проведения занятий с целью достижения образовательных, профессиональных и воспитательных целей в отработке определенной темы занятия.
Спонтанные инновации - это активные методы, интенсифицирующие образовательный процесс и позволяющие педагогу-инноватору достигнуть творческой обстановки при подготовке и в ходе проведения занятий, эффективно решать проблему целеполаганий обучения и воспитания, создавать условия и предпосылки формирования инновационного мышления у обучаемого, качественного познания теоретического материала и овладения креативностью в развитии практических навыков.
Наработка педагогом-инноватором инновационного банка спонтанных инноваций позволяет ему создавать любую конфигурацию проведения занятий, которая в свою очередь перерастает в некую систему активных методик проведения занятий.
Приведем пример алгоритма использования спонтанных инноваций на практическом занятии. Модель занятия, как правило, зависит от замысла решения дидактических, профессиональных и воспитательных задач. К сожалению, исходя из рамок нашей работы, мы только назовем некоторые педагогические инновации без полного их раскрытия.
Занятие, после вступительной части педагога, как правило, начинается с определения экспертной группы. Цель работы экспертов - независимо от педагога, оценивать качество усвоения учебного материала студентами, активность участия в занятии, культуру поведения и определять победителя по результатам соревнования, соперничества двух подгрупп, назначенных педагогом. Экспертная группа к концу занятия должна подготовить листок-молнию.
Следующая инновация - педагогическая разминка. Механизм разминки имеет педагогическую цель - закрепление и усвоение основных изучаемых категорий учебного материала, а также определение наиболее подготовленного студента по знанию дефиниций для выполнения функции руководителя учебной точкой – оператора работы с магнитофоном. Преподаватель обеспечивает оператора опросником, по которому вся группа наговаривает ответы на магнитофон, и каждый прослушивает свой ответ, затем оценивается по четырехбальной шкале.
С целью качественного уяснения наиболее сложных проблем темы организуется диалог, на который назначается наиболее подготовленный, ответственный студент. Он получает от преподавателя карточку, например, с цитатой и устанавливает с оппонентом диалог о том, как он понимает данное высказывание, насколько оно адекватно современности и т. д. За умение вести диалог и правильное понимание проблемы студент получает оценку по четырехбальной системе.
Культивируемая инновация спор рядов используется в ходе организации диалога, выносимого на обсуждение проблем семинара. Данная инновация применима при проблемном исследовательском поиске разрешения поставленной задачи или при рассмотрении мировоззренческих вопросов. Руководит данной техникой организации спора рядов непосредственно преподаватель занятий. Разбив группу на две подгруппы, он может использовать метод «мозгового штурма» или учебной дискуссии. Для педагога, организующего учебную дискуссию, результат спрогнозирован. Целью данной инновации выступает поиск объективно известного, но субъективно, с точки зрения студентов, нового знания. Привитие вкуса исследовательской деятельности формирует исследовательское мышление, а значит, развивает творческое начало - базис инновационных способностей.
Эффективна на практических занятиях инновация подготовка и прослушивание обзоров литературы по теме научных работ с акцентом не только на зарубежные источники, но и ученых России и института.
Актуальная инновация генезис проблемы имеет целью - рассмотрение вопроса с точки зрения происхождения и роли научных достижений ученых России, места и роли Православной культуры. Как правило, готовится студентом в виде научного сообщения.
На практическом занятии организуется инновация анализ конспектов. Цель данной инновации - изучить состояние конспектов по предмету. Назначенный на эту роль студент оценивает по четырехбальной системе содержание конспекта и подготовку к семинару студентов группы. Критерии оценки конспектирования студенты знают из учебно-методического пособия «Настольная книга студента» В. Делия, Е. Терентьева.
Современный процесс обучения невозможно представить без целого комплекса технических средств обучения и методической поддержки редакционно-издательской деятельности. Все примерные планы проведения семинарских, практических занятий опубликованы в учебно-методическом пособии по дисциплине, которое, в свою очередь, является частью разработанного и реализуемого на практике «Учебно-методического комплекса». В ходе практических занятий нельзя не использовать компьютерные технологии, Интернет, без которых занятие считать современным и полным по технологическому и содержательному аспектам невозможно. В этой связи возникает целое новое методическое поле инноваций. Остановимся на интерактивном методе инновации «программированное обучение». Сущность данной педагогической инновации сводится к тому, что в конце занятия студент получает задание и отрабатывает его на компьютере. Задание может быть различного характера, вплоть до тестирования по изученному блоку знаний. Компьютер оценивает ответы и определяет, какой материал должен изучить студент в последующем овладении предметом.
Заключительная часть также имеет свою инновацию, состоящую из поощрения отличников и победившей подгруппы. Как правило, оно состоит из инновации «музыкальное поощрение». Это или классика, романс или русская народная песня. Репертуар подбирается в зависимости от изучаемого материала и должен оказать максимальное влияние на эмоциональную память и выработку вкуса к музыкальной культуре.
Обобщая сказанное выше, можно выделить специфические черты генерируемых педагогом-инноватором спонтанных инноваций в ходе проведения практических и семинарских занятий:
1)генерация спонтанных инноваций педагом-инноватором возможна при условии его инновационных педагогических способностей, знания педагогической инноватики, систематической работой над своей педагогической лабораторией с высокой интенциональностью на личностно- развивающуюся ориентацию образовательных процессов, формирующих инновационное мышление;
2)высокий уровень подготовки, моделирование и прогнозирование применяемых инноваций в сочетании с привнесением инновационного содержания изучаемого материала как фактор опережающего обучения и основа будущей инновационной деятельности;
3)инновации не самоцель, а фактор интенсификации обучения и воспитания, качественной профессиональной и духовно-нравственной подготовки личности, обладающей элементами инновационных способностей;
4)цель и результат инноваций - инновационный образовательный и воспитательный процесс, формирующий инновационное мышление у обучаемых, отражающий новую парадигму образования в высшей школе России.